Прообразом этого кодекса можно назвать Таможенный кодекс, который был разработан в 2009 году на заре формирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Однако он морально устарел к 2015 г., когда вступил в силу договор о создании ЕАЭС. Вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном в Евразийский союз тогда вошли Киргизия и Армения.
Приступая к работе над документом, страны поставили перед собой амбициозные задачи — сблизить таможенные законы пространства ЕАЭС и дать новый импульс торговым отношениям союзников с помощью цифровых технологий. «Это знаковое событие, и я надеюсь, что Всемирный банк учтет этот фактор, и он положительно отразится на нашем рейтинге Doing business. Кодекс в целом отражает те же процессы, которые происходят в Федеральной таможенной службе России, — в нем прописана автоматизация всех процедур и он существенно изменяет институт уполномоченного экономического оператора», — рассказал ТАСС первый заместитель главы ФТС РФ Руслан Давыдов.
Центральная роль
Кодекс, благодаря усилиям союзников, играет централизующую роль. Большая часть полномочий передается кодексом с национального на союзный уровень. Количество норм и правил, которые теперь определяются только союзом и станут едиными для стран — участниц, увеличилось со временем кодекса Таможенного союза с 114 до 297. Но это не значит, что странам диктуется, как регулировать эту сферу в каждом конкретном государстве. По сути, кодекс устанавливает общие правила игры для стран — участниц. Инструменты, которыми эти правила и принципы будут исполняться, отдаются на откуп национальных органов власти, которые понимают, какие ресурсы есть в их распоряжении.
Ориентир на бизнес
Главной инновацией кодекса, по мнению экспертов, стало то, что в его подготовке беспрецедентно широкое участие принял бизнес. До его появления ни один документ — ни на международном, ни на национальном уровне — не обсуждался так подробно с предпринимательским сообществом. «Естественно, не все предложения бизнеса были приняты. Бизнес, конечно, в идеале бы хотел отменить все пошлины и таможенные проверки, но и у государства есть задачи по наполнению бюджета и обеспечению безопасности страны», — прокомментировал ТАСС заместитель генерального директора «Мультисервисной платежной системы» Андрей Чешко.
Новое развитие получает в кодексе тема уполномоченного экономического оператора. Это категория организаций, которые доказали свою благонадежность и к которым применяются серьезные упрощения процедур таможенного контроля. Кодекс ЕАЭС делит их на три категории и расширяет таможенные льготы для них. Теперь таким компаниям будут доступны выпуск товаров до подачи декларации, предварительное таможенное декларирование, подача неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе и многое другое.
Цифровизация таможни
Красной нитью, проходящей через Таможенный кодекс союза, стало ускорение и упрощение проведения таможенных операций между странами — участницами ЕАЭС за счет автоматизации таможенных процедур. В кодексе прописаны приоритет электронного таможенного декларирования, возможность не предоставлять подтверждающие документы и автоматический выпуск товара.
По данным российской таможни, электронное декларирование сегодня используется в более чем 99% случаев. Следующим этапом станет переход на автоматический выпуск товаров по 80% деклараций компаний с низким риском. Пока из 3,7 млн деклараций, сформированных в 2017 году, только по 53,6 тыс. товар был выпущен без участия работников таможни.
Беспошлинный порог
Изменения в новом Кодексе затронут и обычных граждан. Страны ЕАЭС закрепили в кодексе поэтапное снижение порога беспошлинного ввоза товаров — до 500 евро в 2018 году и до 200 евро в 2019 году. При этом странам оставляется право индивидуально устанавливать меньший размер порога. Например, в Белоруссии он уже давно составляет 22 евро. В России порог пока остается на уровне 1000 евро и решение по уровню его снижения еще не принято правительством.
Российский закон
К выступлению в силу кодекса страны — участницы должны привести свое национальное законодательство в соответствие с ним. На данный момент российский закон о таможенном регулировании согласован всеми заинтересованными ведомствами, внесен в правительство и должен быть в ближайшее время направлен в Госдуму. «Ситуация не самая комфортная, когда у нас с 1 января 2018 года вступает в силу новый кодекс и не вступает наш закон, но по сути дела подобная ситуация во всех странах Евразийского союза, когда будут действовать нормы кодекса, мы будем их выполнять», — пояснил Давыдов.
ФТС РФ для разъяснения участникам внешнеэкономической деятельности нового кодекса создала консультативные органы во всех таможенных службах. Внутри ФТС создан штаб, который будет координировать таможенников и помогать единообразно применять нормы нового таможенного кодекса. Также во всех регионах России созданы «горячие линии» для разъяснения вопросов, которые могут возникнуть в связи со вступлением кодекса в действие.