Проект документа о создании системы маркировки, которая в будущем охватит значительную часть товарных потоков в России, направлен в Минпромторг.
Своей точкой зрения по вопросу одного из крупнейших государственно-частных соглашений c The DairyNews поделилась заместитель генерального директора оператора таможенных платежей ООО «Мультисервисная платежная система» Мария Матвеева, пишет The DairyNews.
Мария Матвеева считает, что система прослеживаемости товаров, реализуемая с помощью механизмов маркировки, обладает бесспорным рядом преимуществ, позволяя отслеживать движение товаров на всей цепочке, начиная с производства и заканчивая реализацией. Таким образом может быть значительно снижена доля незаконного оборота и контрафактной продукции.
Однако, вопрос создания прозрачной системы прослеживаемости товаров в значительной степени усложняется отсутствием единой системы стандартов. Даже в рамках России существует великое множество классификаторов: ТН ВЭД, общероссийский классификатор, отраслевые классификаторы, которые не приведены к единому знаменателю и описывают одни и те же товары по-разному. Все это усложняет процесс присвоения определенному изделию той или иной категории.
– Если с простыми товарами вопросов возникает меньше, то сложные устройства могут классифицироваться по-разному в зависимости даже от небольших модификаций, будь то 3G модуль или адаптер для Wi-Fi. Более того, в крупных розничных сетях вырабатываются свои системы спецификации, благодаря чему одним и тем же товарам у разных ретейлеров может присваиваться разная маркировка, – прокомментировала Мария Матвеева.
Эксперт добавила, что большое количество применяемых классификаторов, неоднозначные определения, специальные номенклатуры, относящие определенные товары к товарам двойного назначения – все это вопросы, заставляющие задуматься о необходимости сформатировать единый классификатор, который позволит однозначно интерпретировать характеристики товара и условия, в которых он был произведен.
Ранее мы писали о том, что расходы на создание системы оцениваются в 205,7 млрд руб. за 15 лет: 68 млрд – капитальные затраты и 137,7 млрд – операционные. Государственные вложения не предусмотрены: расходы инвестора оплатят производители и потребители. За свои услуги ЦРПТ собирается брать 50 коп. без учета НДС за каждую единицу маркированного товара (за исключением жизненно необходимых лекарств дешевле 20 руб. – их ЦРПТ промаркирует бесплатно). Кроме того, в будущем компания собирается зарабатывать на продаже аналитики.