ФТС России первой из госорганов начала внедрять информационные технологии во все процессы таможенного оформления, однако на практике для бизнеса его результаты пока не очень ощутимы из-за отставания смежных контролирующих органов. В значительной степени это касается Россельхознадзора. Впрочем, в последнее время Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору сделала ряд шагов в сторону информатизации своих процессов, но, к сожалению, при этом, как это обычно у нас бывает, переход на электронные форматы на первом этапе повлек за собой дополнительные проблемы как для отечественных производителей подконтрольных товаров, так и для участников ВЭД.
«Меркурий» почти не виден
С 1 июля этого года перемещение по территории России всех продуктов животного происхождения, за исключением молока, осуществляется в сопровождении ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме (первоначально предполагалось, что на новый порядок перейдут производители и дистрибьюторы мяса, птицы, молока, рыбы и морепродуктов, но после бурных протестов «молочников» в последний момент для готовой молочной продукции сделали исключение). При этом требование об оформлении электронных ветеринарных сертификатов распространяется и на подконтрольные товары, ввозимые с территории государств ЕАЭС и вывозимые за пределы РФ. Правда, законодательно порядок перемещения между государствами – членами Союза подконтрольных товаров, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317 «О принятии единых ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», не отменен, то есть такие товары могут сопровождаться ветеринарными сертификатами и на бумажных носителях, но при дальнейшем перемещении их по территории РФ требуется обязательное оформление электронных ветеринарных сертификатов. Оформляются они в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС»), конкретно в ее компоненте, называемом «Меркурий».
К сожалению, участники рынка, как водится, не успели подготовиться к указанному сроку и с запуском системы 1 июля начались проблемы: сбои автоматики, задержки, порча груза и т.п. (ситуация, аналогичная сложившейся в свое время при введении ЕГАИС). Особенно неприятно, что довольно сложную процедуру приходится проходить экспортерам подконтрольных товаров. Экспортные двусторонние сертификаты, образцы которых согласованы со страной-импортером, оформляются (на специальных бланках установленного образца) сотрудниками Россельхознадзора на пограничных контрольных пунктах или на складах временного хранения. До соответствующего пограничного пункта или СВХ товары должны двигаться с оформленным в «Меркурии» электронным сертификатом, где в поле «Получатель» нужно указывать пограничный пункт или СВХ, а в графе «Особые отметки» – полное наименование получателя груза в третьей стране и его адресные данные. При этом экспорт в некоторые зарубежные страны осуществляется с сертификатом 5-й формы (5a–5l), который сотрудники Россельхознадзора также оформляют на бумажных носителях в установленных местах, а до них подконтрольный товар следует в сопровождении оформленного в «Меркурии» электронного сертификата.
Довершает эту печальную картину то, что ветеринарные сертификаты Евразийского экономического союза, которые используются при перемещении подконтрольных товаров из России в Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению, сегодня ни одна из стран Союза не готова принимать в электронном виде, поэтому их по-прежнему оформляют в бумажном виде на бланках установленного образца, причем оформление это производят не в Россельхознадзоре, а в госветслужбах субъектов Российской Федерации. После оформления они подлежат учету в «Меркурии» в том же порядке, что и экспортные сертификаты. Конечно, Россельхознадзор обещает по мере готовности коллег к работе в новых условиях переводить этих сертификаты в электронный вид, для чего предлагает странам ЕАЭС интегрировать ФГИС «ВетИС» и ее компонент «Меркурий» в национальную электронную систему ветеринарной сертификации. Но пока на это предложение откликнулась только Киргизия: Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Киргизской Республики уже проинформировала Россельхознадзор об использовании «Меркурия» для оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде до завершения процедур по интеграции автоматизированной информационной системы Киргизской Республики «ИСЭЛЕК».
Под неусыпным оком «Аргуса»
У импортеров товаров, подконтрольных Россельхознадзору, проблем не меньше. Главная из них заключается в том, что здесь ведомство не сильно продвинулось в части цифровизации – документы по-прежнему принимаются только в бумажном виде, решения принимаются путем проставления штампов на товарно-сопроводительных документах, что существенно затрудняет и усложняет процедуру контроля в пунктах пропуска. Дополнительные проблемы создают действия госорганов, направленные на пресечение ввоза продукции, подпадающей под контрсанкции. Особенно острая обстановка сложилась в морских портах. Так, в портах Новороссийска и Геленджика до конца сезона массовых поставок косточковых культур и картофеля работает спецкомиссия Россельхознадзора, цель которой – исключить попадание на территорию страны запрещенных карантинных объектов. Причем члены комиссии стремятся досмотреть каждую паллету, соответственно, все грузы с каждого прибывающего транспортного средства выгружаются, что, естественно, приводит к образованию большого скопления судов в очереди на причал и к значительному увеличению времени обработки грузов (тем более что работать в ночную смену чиновники отказались). Поскольку терминалы не оборудованы рефрижераторными помещениями, при выгрузке нарушается температурный режим хранения плодоовощной продукции, растет количество испортившихся продуктов и соответственно финансовые потери грузополучателей.
Впрочем, справедливости ради следует отметить, что чиновники предпринимают некоторые шаги по внедрению электронных форматов и на этом направлении. Так, Россельхознадзором с 2014 года запущена в эксплуатацию информационная система «Аргус-Фито», предназначенная как для международной торговли, так и для выдачи документов для внутренних перемещений. Ведомство уверяет, что работа через модуль ФГИС «Аргус-Фито» – «Предварительное информирование участниками ВЭД о перемещении из зарубежных стран продукции высокого фитосанитарного риска через пункты пропуска через государственную границу РФ с последующим проведением фитосанитарного контроля в местах завершения процедуры таможенного оформления» позволяет контролерам до прибытия груза оценить риски и сокращает сроки оформления фитосанитарных документов. «Аргус-Фито» представляет собой систему, охватывающую все этапы контроля и перемещений подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска на границе РФ и по ее территории: она поддерживает создание единой базы фитосанитарных документов, взаимодействует с национальными организациями по карантину и защите растений стран экспортеров для установления подлинности иностранных фитосанитарных документов, осуществляет обмен данными с федеральными органами исполнительной власти с помощью Системы межведомственного электронного взаимодействия. Подсистема «Авторизация иностранных ФСС» позволяет в электронном виде получить подтверждение подлинности выданного фитосанитарного сертификата. На сегодняшний день к подсистеме «Авторизация иностранных ФСС» подключены 63 страны, в том числе в автоматическом режиме (непосредственный доступ в базу данных выданных ФСС) – 3 страны (Турция, Аргентина, Чили), в автоматизированном режиме (запрос диспетчеру) – 60 стран. 6 мая состоялась встреча российских специалистов с делегацией экономической службы Посольства Франции в РФ по вопросу возможности взаимодействия ФГИС «Аргус-Фито» с французской системой сертификации «Expadon2» и европейской «TRACES» (система для нужд ветеринарии, создана в соответствии с Решением 2003/24/ЕС, является веб-ветеринарным сертификационным инструментом для контроля за импортом и экспортом живых животных и продуктов животного происхождения в пределах ЕС и за его пределами).
«Со стороны Федеральной таможенной службы в рамках дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» также ведётся активная работа по внедрению электронного документооборота при госконтроле в пунктах пропуска. Технология в тестовом режиме запущена в морских пунктах, в отношении товаров, подпадающих под фитосанитарный контроль», – прокомментировала заместитель генерального директора оператора таможенных платежей ООО «Мультисервисная платежная система» Мария Матвеева.
Эксперт рассказала, что с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года ФТС России, Россельхознадзор и Роспотребнадзор проводят совместный эксперимент на базе Балтийской и Новороссийской таможен. «Компании, принимающие участие в эксперименте, должны не менее чем за 6 часов до прибытия в пункт пропуска груза представить в электронном виде в комплекс программных средств «Морской порт» предварительную информацию в о ввозимых товарах (коносамент, фитосанитарный сертификат и упаковочный лист). Таможенный инспектор проводит анализ информации с учетом системы управления рисками Россельхознадзора и принимает решение: «ввоз разрешен», «ввоз запрещен» или «ввоз разрешен, подлежит досмотру КФК» (то есть карантинному фитосанитарному контролю). В первом случае товар выпускается без проверки документов в системе «Аргус-Фито», в последнем же - сотрудник территориального отделения Россельхознадзора проводит проверку, – пояснила Мария. – «Эксперимент запущен недавно, поэтому пока не представляется возможным в полной мере оценить его эффективность».
Тормоз цифровизации
Подводя итоги обзора проводимых контролирующими ведомствами мероприятий, направленных на создание цифровой среды в зоне ответственности каждого из них, можно констатировать, что работа в принципе ведется, однако ее успеху мешает одно существенное препятствие. На недавно прошедшей в Торгово-промышленной палате РФ конференции заместитель начальника Управления фитосанитарного надзора и семенного контроля Россельхознадзора Наталья Соловьева обозначила это препятствие следующим образом: «Для развития электронных форм взаимодействия с бизнес-сообществом необходимо внести изменения в ряд решений Евразийской экономической комиссии в части регулирования вопросов таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля». Речь идет о решениях Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О принятии единых ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» и от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», в которые должны быть внесены поправки, разрешающие применять электронный документооборот при проведении всех видов контроля в полном объеме или частично. Департаментом транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии, в чьем ведении находятся эти вопросы, такие поправки уже подготовлены, однако, по мнению экспертов, этого недостаточно.
Здесь проблема более серьезная и более общая. «Сегодня в ЕАЭС электронные документы не уравнены в правах со своими аналогами на бумажных носителях, чтобы сделать их легитимными, их нужно легализовать», – поясняет ситуацию эксперт Совета, общественного представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей
Анастасия Чурсина. Что конкретно предлагается сделать? Существующим порядком предусмотрено, что свидетельством завершения контроля и принятого решения является проставление штампов на документах (сегодня применяется 8 видов различных штампов). Необходимо в тексте соответствующих положений сделать оговорку о возможности замены в ряде случаев данных штампов электронными сообщениями, формализованными в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны ЕАЭС, а также законодательно закрепить тождественность сертификата на бумажном носителе и его формализованной электронной копии, подписанной электронной подписью. Учитывая, что указом Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» правительству предписано обеспечить «ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике», представляется целесообразным ускорить и претворение в жизнь данных высказанных экспертным сообществом предложений.