По предварительным данным количество ввозимых отправлений с товарным вложением за 2016 год будет составлять около 230 млн посылок, что показывает прирост более чем на 40%. Лидируют товары стоимостью до 22 евро, а большинство покупок совершается в Китае.
Торговля в интернете как новая экономика В прошлом году в предновогодний период (ноябрь-декабрь) было доставлено в Россию из-за рубежа более 37 млн посылок. В этом году наблюдается традиционное увеличение объема экспорта международных отправлений, в основном это мелкие пакеты. Перед новым годом с ростом объемов посылок увеличивается и количество запрещенных к ввозу на территорию РФ товаров.
По словам Анны Кошман, директора по продажам ООО «Мультисервисная платежная система», сегодня можно наблюдать, что основной прирост рынка интернет-торговли на территории РФ приходится на регионы. «Почта России» была и остается одной из самых крупных по зоне покрытия компанией. Однако некоторые аспекты делают работу с ней затруднительной для онлайн-ритейлеров. Возникают ситуации, когда сложно контролировать передвижение посылки и точные сроки ее прибытия.
Вместе с тем, лимит покупок физическими лицами в месяц, на данный момент, почтой России технически не администрируется, так как в соответствии со стандартами Всемирного почтового союза мелкие пакеты (до 2 кг) могут относиться к категории нерегистрируемых МПО. По данным почты России за 2015 г., более 50% МПО являются нерегистрируемыми, и данные об их отправителе, стоимости, содержимом и получателе отсутствуют. Трансграничная торговля выросла на 6% по сравнению с 2015 г. Россияне, в основном, совершают покупки в Китае (около 90% всех посылок), на втором месте – страны ЕС (4%), на третьем – США (2%), на остальные страны приходится 4% трафика. Если говорить о стоимости покупок в зарубежных магазинах, то можно смело сказать, что самую большую долю рынка занимают товары до 22 евро (более 64%). Покупки, которые облагаются таможенными пошлинами (т. е. свыше 1000 евро), занимают всего 0,4% от всего объема трансграничной торговли.
Самыми популярными покупками низкого ценового сегмента являются косметика, аксессуары, комплектующие для гаджетов и детские игрушки. Среди более дорогого сегмента высокую популярность имеют одежда, мелкая бытовая техника и гаджеты. Покупки дороже 1000 евро - это, в основном, ювелирные украшения и электроника, а также брендовая одежда и аксессуары.
Из всех пунктов МПО самыми популярными являются Московский, Екатеринбургский, Калининградский, Брянский, Новосибирский, Владивостокский, а также расположенные в международных аэропортах Шереметьево, Внуково, Толмачево и Пулково.
Если резюмировать все данные за прошедшие годы, то видно увеличение потока посылок. Рост объемов трансграничной торговли растет, а доля локального ритейла стремительно сокращается. Что касается прогноза на 2017 г., то рост рынка торговли, скорее всего, не замедлит свой темп. Товарооборот составит приблизительно 1,1 трлн руб., где 59% объема будет составлять внутренняя торговля, а трансграничная 41% соответственно.