Порядок возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств
В соответствии с пунктом 34 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» (далее – Временный порядок), утвержденного приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей производится путем их зачета в счет авансовых платежей без предоставления плательщиком соответствующего заявления. Основанием являются поступившие в ресурс ЕЛС сведения из корректировки декларации на товары или отражение в ресурсе ЕЛС иных обязательств (определенных статьей 67 ТК ЕАЭС), в соответствии с которыми был выявлен факт излишней уплаты или излишнего взыскания.
В случае, если зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей не был произведен, плательщику необходимо обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование товаров.
Порядок возврата денежного залога
В соответствии с пунктом 36 Временного порядка, возврат денежного залога осуществляется без предоставления плательщиком соответствующего заявления путем зачета денежных средств в счет авансовых платежей (в случаях, установленных пунктом 9 статьи 67 и пунктом 9 статьи 76 ТК ЕАЭС.
Контроль за исполнением обязательств, обеспеченных денежным залогом, осуществляется таможенным органом, принявшим денежный залог.
В какой таможенный орган обращаться за возвратом авансовых платежей
В соответствии с частью 9 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) заявление о возврате авансовых платежей подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств. К заявлению необходимо приложить документы, перечень которых установлен статьей 122 Федерального закона.
После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС его администрирование осуществляют региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика, исходя из КПП. Исключение составляет Центральная энергетическая таможня, которая осуществляет администрирование платежей участников ВЭД, сумма уплаченных таможенных платежей которых при экспорте энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, составляет более 100 млн. рублей в течение года, предшествующего началу администрирования лицевых счетов данных плательщиков в ресурсе ЕЛС.
Администрирование единых лицевых счетов в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют:
- Центральное таможенное управление - в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 50, 57, 62, 67, 68, 69, 71, 76, 77;
- Северо-Западное таможенное управление - в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 10, 11, 29, 35, 51, 53, 60, 83 (кроме Санкт – Петербурга (78) и Ленинградской области (47), перевод на ЕЛС которых осуществляется после 16.02.2019);
- Южное таможенное управление - в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 01, 08, 23, 30, 34, 61, 91, 92;
- Приволжское таможенное управление - в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81;
- Уральское таможенное управление - в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 45, 66, 72, 74, 86, 89;
- Сибирское таможенное управление - в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 03, 04, 17, 19, 22, 24, 38, 42, 54, 55, 70, 75, 80, 84, 85, 88;
- Дальневосточное таможенное управление - в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 14, 25, 27, 28, 41, 49, 65, 79, 82, 87;
- Северо-Кавказское таможенное управление - в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 05, 06, 07, 09, 15, 20, 26;
- Калининградская областная таможня - в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 39.
Форма заявления о возврате авансовых платежей
Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» (зарегистрирован в Минюсте России 15.02.2011 № 19839) с учетом изменений, внесенных приказом ФТС России от 02.05.2012 № 831.
Перечень документов необходимых для возврата авансовых платежей
Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению о возврате авансовых платежей должны прилагаться следующие документы:
- Платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;
- Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
- Копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
- Документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
- Образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;
- Копия документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
- Иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата (справка из банка, подтверждающая наличие счетов).
В случае необходимости заверения таможенным органом документов, указанных в частях 4-7 статьи 122 Федерального закона, необходимо наличие оригинала и копии заверяемых документов, а также наличие оригинала и копии документа, удостоверяющего личность подписавшего заявление о возврате авансовых платежей лица.
Возврат авансовых платежей через личный кабинет
В настоящее время возврат авансовых платежей осуществляется только при подаче письменного заявления, предоставленного в соответствии со статьей 122 Федерального закона.
Подача заявлений о возврате авансовых платежей в электронном виде предусмотрена положением части 4 статьи 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», однако применяться будет только со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о Союзе.
Предоставление отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей
Информация о движении денежных средств, уплаченных до момента перевода плательщика в ресурс ЕЛС, предоставляется таможней декларирования, через личный кабинет оператора таможенный платежей ООО «Мультисервисная платежная система» и через сервис "Лицевой счет" личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России.
Информация о движении денежных средств, уплаченных участником ВЭД после перевода плательщика в ресурс ЕЛС в соответствии с Графиком, может предоставляться таможенным органом в соответствии с местом налогового учета плательщика (либо Центральной энергетической таможней), через личный кабинет оператора таможенный платежей ООО «Мультисервисная платежная система» и через сервис "Лицевой счет" личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России.
Согласно части 6 статьи 121 Федерального Закона в случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа, проводится совместная проверка расходования денежных средств этого лица. Результаты оформляются актом по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2521 «Об утверждении формы акта выверки авансовых платежей». Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом, администрирующим денежные средства, и лицом, внесшим авансовые платежи. Один экземпляр акта после его подписания вручается указанному лицу.
В соответствии с пунктом 10 Временного порядка, учет остатков денежных средств с 13.09.2018 осуществляется в объеме общего остатка денежных средств по КБК в соответствии с ИНН организации без детализации до платежных документов.
Неверно заполненное поле «КБК» в платежном поручении
- В случае указания ошибочного кода бюджетной классификации в поле «КБК», идентификация денежных средств осуществляется Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России. Для этого плательщик должен направить письменное обращение об исправлении допущенных ошибок, с приложением копии платежного поручения и указанием правильного КБК.
- В случае указания в поле «КБК» кода бюджетной классификации, действующего до 01.01.2019, идентификация денежных средств осуществляется Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России без предоставления соответствующего заявления плательщика.
- Зачет денежных средств с одного КБК на другой не допускается законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При отсутствии необходимости использования остатка денежных средств по КБК, плательщик вправе обратиться за его возвратом в таможенный орган, администрирующий его лицевой счет в ресурсе ЕЛС.